Итоги городского родительского собрания «Понять, принять и уберечь»

В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска  от 24.01.2019 № 36, 16 февраля 2019 года на базе МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» специалистами МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» при участии педагогов и  специалистов МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ №8»,  МБУДО «ЦРР-Детский сад №11 «Радуга», КУ ХМАО - Югры «Центр профилактики и борьбы со СПИД» организовано и проведено городское родительское собрание по теме: «Понять, принять и уберечь». Мероприятие посетило 295 родителей.

В ходе родительского собрания решались задачи, направленные на профилактику детско-родительских конфликтов и выработку конструктивных навыков общения в системе «дети-родители» и «дети-дети», повышение психологической культуры родителей по вопросам полового воспитания подростков в семье, а также предупреждение у детей и подростков вредных привычек, суицидального поведения, уход из дома, вступления их в неформальные секты и группы.

Городское родительское собрание  было открыто театром песен «Экспромт» (руководитель Лупандина Н.В.).

Во вступительной части директор МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Бондарева Ирина Григорьевна рассказала о важности формирования с раннего детства в семье основ духовного, нравственного, умственного, трудового, физического воспитания. Обратила внимание на основные ошибки воспитания, которые приводят к формированию агрессивного и аутоагрессивного поведения несовершеннолетних.

Далее родителями было предложено принять участие в работе практических секций:

  1. «Конструктивные детско-родительские взаимоотношения или как не навредить родительской любовью».
  2. «Как общаться с ребёнком? Основы конструктивных детско-родительских взаимоотношений с детьми дошкольного возраста».
  3. «Основы конструктивных детско-родительских взаимоотношений с  подростками».
  4. « Конфликты. Пути выхода из конфликтных ситуаций»
  5. «Информационная безопасность детей в Интернете».
  6. «Откровенный разговор: проблемы полового воспитания в подростковом возрасте».

В ходе работы секции «Конструктивные детско-родительские взаимоотношения или как не навредить родительской любовью» педагоги – психологи МБУ ДО «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» Арефьева Наталья Александровна и Литвинова Оксана Анатольевна провели психологические упражнения « Объятия», «Сосуд любви и принятия», которые позволили проанализировать  стили воспитания в семье, продемонстрировали основные ошибки воспитания. В ходе игрового моделирования родителям было предложено проиграть ситуации деструктивного, а затем конструктивного взаимоотношения с детьми.

В заключении родителям было предложено  задание на определение способов улучшения психологического климата в своей семье.

По результатам обратной связи родители отметили актуальность  и важность данной темы. Для 100 % родителей предложенная тема была интересной, доступной и полезной.

В ходе работы секции «Как общаться с ребёнком? Основы конструктивных детско-родительских взаимоотношений с детьми дошкольного возраста» педагогами –психологами  МБУ ДО «ЦРР-Детский сад №11 «Радуга» Радионовой Мариной Александровной и Бибиковой Натальей Александровной были рассмотрены такие теоретические вопросы, как понятие конструктивных детско - родительских отношений, типы детско-родительских отношений, конструктивные и деструктивные фразы родителей в отношении детей, примеры позитивных родительских установок, эффективные методы воспитания и способы улучшения психологического климата в семье.

Помимо теории родителям были предложены практические игры и упражнения, а именно: «Меня зовут…» (игра на знакомство); «Конверт отношений» (снижение эмоциональной напряженности); «Поменяйтесь местами те, кто…» (игра на сплочение и обнаружение общего в семейном воспитании); «Физический контакт с ребенком» (проигрывание физического взаимодействия с ребенком); «Обидные высказывания в адрес ребенка» (проигрывание негативных родительских установок); «Ласковый мячик» (определение степени эмоциональной близости с ребенком).

По итогам родительского собрания родителям была предложена рефлексии с использованием цветных стикеров. Розовый стикер - занятие понравилось, интересно, узнал много нового и интересного. Оранжевый - есть над чем задуматься, увидел свои проблемы. Желтый - было скучно. Выбранные стикеры родителям предлагалось наклеить на дерево, нарисованное на доске. По итогам рефлексии преобладали розовые и оранжевые стикеры, что говорит об эффективной и успешной работе секции.

На секции «Основы конструктивных детско-родительских взаимоотношений с подростками», которую проводили педагоги-психологи МБОУ «СОШ №3» Рубцова Ирина Геннадьевна и педагог-психолог МБУ ДО ЦППМиСП Лабунец Надежда Григорьевна ознакомили родителей с особеннос­тями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов.

В ходе практического упражнения  «Ассертивный спор» родителям было предложено изучить техники ассертивного спора при обсуждении вопросов, вызывающих разногласия. 

Работа с графической моделью,  анализ выраженности компонентов конструктивного взаимодействия в своей семье  был  рассмотрен на примере, в каком случае у родителя увеличиваются шансы и возможности конструктивно взаимодействовать с ребенком

Особое внимание уделили выработке продуктивных способов ре­шения конфликтных ситуаций. По итогам работы секции родители отметили, что предложенный материал обладает практической ценностью, информативностью, родители чувствовали себя комфортно на собрании.

Педагоги – психологи Коровкин Пётр Петрович, Хохлов Александр Аркадьевич рассматривали  внутрисемейные отношения, стили воспитания в семье, которые приводят к конфликтным ситуациям в системе «дети-дети» и  «дети-родители» на секции «Конфликты. Пути выхода из конфликтных ситуаций».

В форме проигрывания психологических ситуаций родители получили возможность увидеть механизм развития конфликтной ситуации. Применение данного психологического метода позволило родителям проанализировать корни своих проблем, найти решения для сложных жизненных ситуаций.

По итогам работы секции 100% присутствующих отметили ее интересной, полезной, актуальной.

В ходе работы практической секции «Информационная безопасность ребенка в  Интернете» педагог-психолог МБОУ «СОШ №4» Верещагина Екатерина Юрьевна и учитель информатики СБОУ «СОШ №2» Тундукпаева Рауза Альмуратовна  ознакомили родителей с основными Интернет - рисками и способами их предупреждения (контентные, коммуникационные, электронные (кибер), потребительские, интернет-зависимость). 

Особое внимание уделено опасным группам в социальных сетях: рассмотрены виды опасных групп, механизмы вовлечения несовершеннолетних, причины вступления в данные группы.

Родители ознакомлены с полезными сайтами по Интернет - безопасности (Лига безопасного Интернета, Дети онлайн, Телефон доверия), а также различными средствами родительского контроля и пакетами электронных услуг, блокирующими нежелательное содержимое.

После информационной части родители совместно с педагогом-психологом разобрали конкретные практические ситуации, когда несовершеннолетние были подвержены опасностям в сети Интернет, попробовали решить проблемные ситуации, связанные с риском в сети Интернет.

Итогом мероприятия стали рекомендации родителям, предупреждающие Интернет-риски несовершеннолетних, выданы Памятки.

Данное выступление имеет общую оценку 5 баллов из 5 – 100% присутствующих, обладает практической ценностью  5 баллов – 100% родителей, информативностью на 5 баллов - 100%. Все 100% родителей чувствовали себя комфортно на собрании (5 баллов).

Основным результатом данной секции по мнению родителей являются:

  • полезная, актуальная информация (как узнать историю посещений ребенка, ссылки на полезные ресурсы, много полезной информации в целом, информация об опасных группах в социальных сетях), информация доступная для применения;
  • осознание того, что нужно контролировать ребенка в социальных сетях и его времяпровождение в сети Интернет, а также уделять больше внимания ребенку, выступление привело к побуждению на более качественное общение с детьми;
  • информирование о негативных группах;
  • учиться самим и учить ребенка медиаграмотности;
  • примеры из практики;
  • использование средств родительского контроля, конкретные инструкции.

На секции «Откровенный разговор: проблемы полового воспитания в подростковом возрасте» специалист по социальной работе КУ ХМАО-Югры «Центр профилактики и борьбы со СПИД»  Морозова Марина Борисовна обратила внимание родителей, что вопрос о половом воспитании становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов.

Работа секции показала обеспокоенность и заинтересованность родителей процессами взросления детей, вопросами их полоролевой идентификации, позволила убедиться, что полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания. Взрослым приходится нелегко, так как требуется брать под контроль собственные комплексы и проблемы. Воспитывая ребенка в 3 года, родители строят дом, а, повторяя то же самое в его 13 лет, они смогут лишь подкрасить стены.

Предложения родителей по итогам городского родительского собрания:

  1. Проводить  родительские собрания в форме практических секций в школах и детских садах.
  2. Информировать широкий круг родителей о планируемых городских собраниях. 
  3. Активизировать профилактическую работу с детьми и подростками в образовательных организациях.