Городской педагогический форум «Ребенок с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в современном образовательном пространстве: опыт, проблемы, пути решения, перспективы»

В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска  от 06.03.2019 № 176, 20 марта 2019 года на базе МБОУ «ЦО «Школа-сад №7» специалистами МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» при участии специалистов БУ ХМАО – Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница», БУ ХМАО – Югры «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», БУ ХМАО - Югры «Центр адаптивного спорта», МБДОУ «Детский сад №6 «Ласточка», МБДОУ «ЦРР-детский сад №7 «Елочка», МБДОУ «Детский сад №18 «Улыбка», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.», МБУ ДО «Межшкольный учебный комбинат» был организован и проведен городской педагогический форум «Ребенок с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в современном образовательном пространстве: опыт, проблемы, пути решения, перспективы». Мероприятие посетили – 210 человек.

Цель городского педагогического форума:

  1. Совершенствование системы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, учреждений социального обслуживания города Ханты-Мансийска.

Задачи городского педагогического форума:

  1. Обобщение и популяризация передового опыта работы с детьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальное обслуживание города Ханты-Мансийска.
  2. Актуализация проблем психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальное обслуживание города Ханты-Мансийска.
  3. Поиск путей решения выявленных проблем.

В ходе городского педагогического форума рассмотрены вопросы:

  1. «Межведомственное взаимодействие учреждений города Ханты-Мансийска в рамках реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (Корепина Екатерина Николаевна, начальник отдела сопровождения инклюзивного образования МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»).
  2. «Медицинские аспекты сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (Пинигина Елена Владимировна, детский врач-психиатр БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница»).
  3. «Социальная реабилитация в условиях Ханты-Мансийского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» (Водостоева Оксана Николаевна, заведующий отделением психолого-педагогической помощи БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»).
  4. «Особенности организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на примере реализации программ эффективной реабилитации и социализации «Лыжи мечты. Лыжи» и «Лыжи мечты. Ролики» (Долид Елена Анатольевна, старший инструктор-методист отдела медико-социального сопровождения и реабилитации БУ ХМАО - Югры «Центр адаптивного спорта»).

Во 2 части участникам городского педагогического форума было предложено продолжить диалог в рамках профильных секций для заместителей руководителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

На секции заместителей руководителей был рассмотрен опыт работы. Опыт организации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями в образовательном пространстве ДОО представили Шинкаренко Елена Ивановна, заместитель заведующего по УВР МБДОУ «Детский сад №18 «Улыбка».

Об опыте работы «Организация специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями в МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И. Опыт работы ресурсного класса» рассказала Москвина Светлана Олеговна, директор МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.».    

На секции для учителей образовательных организаций рассмотрены вопросы:

- «Модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.». Опыт работы: успехи, проблемы, пути решения»: Барышникова Светлана Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.»;

- «Организация работы педагога в ресурсном классе на уроках русского языка»: Скоробогатова Ольга Николаевна, учитель ресурсного класса МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.».  «Деятельность тьютора в ресурсном классе»: Шурмилов Виктор Васильевич, педагог-психолог, тьютор МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.».

В ходе работы секции для воспитателей представлен опыт работы МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 7 «Ёлочка», БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»: 

- «Практика инклюзивного образования и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в условиях ДОО» (Андрейченко Светлана Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 7 «Ёлочка»);

-  «Коррекция особенностей в развитии сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра» (Пашаева Джамиля Хунаровна, воспитатель БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»);

-  «Использование речевого тренажера GoTolk 20+ с детьми с расстройствами аутистического спектра» (Никулина Александра Васильевна, воспитатель БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»).

Учителя-логопеды рассмотрели вопросы:

- «Активизация речи дошкольников с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в условиях ДОО» (Соколова Ирина Владимировна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №6 «Ласточка»);

- «Методы и приемы кинезотерапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (Колегова Наталья Азатовна, учитель-логопед МБОУ«СОШ № 4»).

На секции педагогов-психологов представлены вопросы:

- «Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра и других ментальных нарушений в работе психолога» (Шмидт Виктория Анатольевна, медицинский психолог БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница»);

- «Психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (Тухарь Татьяна Владимировна, психолог БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»).

В рамках форума организована секция для специалистов сферы дополнительного образования, на которой был представлен опыт межшкольного учебного комбината по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в т.ч., с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями:

- «Нормативно-правовые основы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования» (Мишуринская Наталия Анатольевна, заместитель директора по УВР МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»);

- «Требования к адаптированным дополнительным общеразвивающим программам» (Скупова Ирина Александровна,заместитель директора по УВР МБУ ДО «Межшкольный учебный комбинат»);

- «Из опыта реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ для детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в МБУДО «Межшкольный учебный комбинат» (Чалимова Евгения Витальевна, мастер производственного обучения МБУ ДО «Межшкольный учебный комбинат»).

Всего в работе секции для специалистов дополнительного образования приняло участие 25 человек. Участников секции интересовало, каким образом проходит повышение квалификации педагогических работников по работе с детьми с РАС, какие адаптированные дополнительные общеобразовательные программы педагоги используют - самостоятельно разработанные или рекомендованные к реализации.

  По итогам городского педагогического форума было предложено:

МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»:

  1. Совместно с образовательными организациями города Ханты-Мансийска организовать и провести мероприятие, направленное на презентацию адаптированных образовательных программ по работе с детьми с разными вариантами обучения, в форме мастер-класса. Срок исполнения - до декабря 2019 года.
  2. Организовать и провести мероприятие, направленное на профилактику эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций города Ханты-Мансийска, работающих с детьми ОВЗ. Срок исполнения - до декабря 2019 года.
  3. В рамках городского методического объединения педагогов-психологов организовать и провести семинар-практикум по теме: «Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра и других ментальных нарушений в работе педагога-психолога образовательных организаций города Ханты-Мансийска». Срок исполнения - до декабря 2019 года.

МКУ ДО «Центр развития образования:

  1. Организовать и провести курсы повышения квалификации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и других ментальных нарушений для учителей, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.

Руководителям образовательных организаций города Ханты-Мансийска:

5. Рассмотреть вопрос о создании ресурсных групп, классов, групп кратковременного пребывания для детей с расстройствами аутистического спектра и других ментальных нарушений.