В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 02.12.2021 № 786, 08 декабря 2021 года при участии начальника отдела по дополнительному образованию и воспитательной работе Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска Л.В. Гришко, директора МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» И.Г. Бондаревой, заместителей руководителей по учебно-воспитательной и воспитательной работе МБОУ СОШ №1 им. Созонова Ю.Г. – С.А. Вербич, МБОУ СОШ №2 – Л.А. Лукиной, МБОУ СОШ №3 – А.А.Шмидт, МБОУ СОШ №4 – И.В. Потаповой, Н.В. Чепчиной, МБОУ СОШ №5 им. Безноскова И.З. – О.Ю. Торопыгиной, МБОУ СОШ №6 им. Сирина Н.И. – Т.В. Колесниковой, МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7» им. Дунина-Горкавич А.А.- Г.А. Неверовой, МБОУ СОШ №8 – Шалашовой Т.В., МБОУ «Гимназия №1» - Ивасюк И.М. организован и проведен Координационный совет специалистов Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по теме: «Семья и социум: психологические и социально - педагогические аспекты профилактики девиантного поведения». Мероприятие посетило - 12 человек.
В ходе Координационного совета решались следующие задачи:
- направленные на актуализацию проблем, возникающих при организации работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях;
- определение путей решения выявленных проблем;
- популяризация передового психолого-педагогического опыта работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях;
- популяризация опыта в части применения в деятельности эффективных практик по профилактике потребления обучающимися наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, в том числе новых видов подростковой токсикомании (сниффинг), бестабачных никотиносодержащих жевательных и сосательных смесей (снюса);
- формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни;
- повышение качества работы образовательных организаций по вопросам профилактики девиантного поведения.
На Координационном совете были рассмотрены вопросы:
- Информация о практиках и технологиях, направленных на профилактику девиантного (суицидального) поведения обучающихся, рекомендованных к внедрению в образовательных организациях муниципального образования.
Бондарева Ирина Григорьевна, директор
МБУДО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
- Результаты социально-психологического тестирования по выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации профилактической работы с выявленными несовершеннолетними с рискогенностью социально - психологических условий (целевая группа) в общеобразовательных организациях.
заместители руководителей
по воспитательной работе
общеобразовательных организаций
- Представление опыта в части применения в деятельности эффективных практик по профилактике потребления обучающимися наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, в том числе новых видов подростковой токсикомании (сниффинг), бестабачных никотиносодержащих жевательных и сосательных смесей (снюса), формированию у детей и подростков навыков здорового образа жизни, включая реализацию волонтерских проектов, представленных в рамках конкурса «Здоровье - залог полноценной жизни» (ноябрь 2020 года).
заместители руководителей
по воспитательной работе
общеобразовательных организаций
- Подведение итогов конкурса волонтёрских проектов «Здоровье-залог полноценной жизни».
Гришко Людмила Викторовна,
начальник отдела по дополнительному
образованию и воспитательной работе
В начале мероприятия начальник отдела по дополнительному образованию и воспитательной работе Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска - Л.В. Гришко довела до сведения присутствующих проблемные вопросы, актуализированные в Постановлениях МКДНиЗП по организации системы работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях города Ханты-Мансийска.
По вопросу «Информация о практиках и технологиях, направленных на профилактику девиантного (суицидального) поведения обучающихся, рекомендованных к внедрению в образовательных организациях муниципального образования» выступила директор МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Бондарева И.Г.
В ходе выступления Ирина Григорьевна познакомила слушателей с рекомендованными к внедрению, в соответствии с Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.10.2020 г. № 07-6586), практиками и технологиями по проведению в образовательных организациях субъектов Российской Федерации мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего.
Далее Бондарева И.Г. познакомила участников совещания с региональными практиками работы в сфере профилактики буллинга (травли) несовершеннолетних, в том числе в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая формы мероприятий антибуллиноговых кампаний, а также инструментах мониторинга социально-психологического климата в образовательной среде:
- Алгоритм действия в случае выявления травли, технологии реагирования, порядок работы с жертвами (опыт Бурятии, Карелии, Хабаровского края);
- Программы «Травли – нет!», «Тинэйджер» (опыт Новосибирской области);
- Программы «Секреты успешных людей», «Профилактика буллинга»(опыт Ростовской обл.);
- Городской мониторинг буллинга (опыт ЯНАО, Тульской области).
Особое внимание слушателей обратили на внедрение методических рекомендации подготовленных для внедрения в образовательных организациях БУ ВО Ханты-Мансийского - Югры «Сургутский государственный педагогический университет»:
- «Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение детей и подростков группы суицидального риска";
- «Диагностика и общие вопросы профилактики детского и подросткового суицида в образовательной среде». Инновационные технологии профилактической деятельности:
- сенсорная комната (Воронежская область);
- технология «куратор случая» (Красноярский край);
- создание специальных Школьных служб примирения (Кировская область).
В заключительной части выступления Ирина Григорьевна познакомила присутствующих с практиками, которые были презентованы на Всероссийском форуме «Вместе-ради детей»:
- «Арт-House»- эффективная технология профилактики и коррекции деструктивных форм поведенческих девиаций у воспитанников детских домов»;
- «Наставничество. Индивидуальное сопровождение и поддержка несовершеннолетнего волонтёром – наставником в личностном росте и достижении целей»;
- «Фестиваль «Формула успеха» для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и т.д.
По - второму вопросу «Результаты социально-психологического тестирования по выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации профилактической работы с выявленными несовершеннолетними с рискогенностью социально - психологических условий (целевая группа) в общеобразовательных организациях» выступили заместители руководителей по учебно-воспитательной и воспитательной работе МБОУ СОШ №1 им. Созонова Ю.Г. – С.А. Вербич, МБОУ СОШ №2 – Л.А. Лукина, МБОУ СОШ №3 – А.А.Шмидт, МБОУ СОШ №4 – И.В. Потапова, Н.В. Чепчина, МБОУ СОШ №5 им. Безноскова И.З. – О.Ю. Торопыгина, МБОУ СОШ №6 им. Сирина Н.И. – Т.В. Колесникова, МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7» им. Дунина-Горкавич А.А.- Г.А. Неверова, МБОУ СОШ №8 – Шалашова Т.В., МБОУ «Гимназия №1» - Ивасюк И.М. (приложение 1).
Далее заместители руководителей по учебно-воспитательной и воспитательной работе представили опыт в части применения в деятельности эффективных практик по профилактике потребления обучающимися наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, в том числе новых видов подростковой токсикомании (сниффинг), бестабачных никотиносодержащих жевательных и сосательных смесей (снюса), формированию у детей и подростков навыков здорового образа жизни, включая реализацию волонтерских проектов, представленных в рамках конкурса «Здоровье - залог полноценной жизни» (приложение 2).
В заключение совещания начальник отдела по дополнительному образованию и воспитательной работе Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска - Л.В. Гришко подвела итоги конкурса волонтёрских проектов «Здоровье-залог полноценной жизни». Людмила Викторовна отметила, что в соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 03.11.2021 № 710, с 10 по 30 ноября 2021 года организован и проведён конкурс волонтёрских проектов «Здоровье - залог полноценной жизни» в дистанционной форме.
В мероприятии приняли участие – 86 волонтёров из 8 образовательных организаций города Ханты-Мансийска, 13 руководителей волонтёрских объединений, проектов.
По итогам конкурса участники распределились по следующим номинациям:
1. МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.».
Проект «Агитационно-просветительский марафон «Вместе/вместо» представили Капустина Полина, Погонина Ангелина, Биргер Софья. Проект победил в номинации «Самые позитивные установки на здоровый образ жизни». Руководители проекта, заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе - Вербич Снежана Александровна, педагог-организатор - Будилова Алина Александровна.
2. МБОУ «СОШ № 2».
Проект "Здоровый класс" представили руководитель волонтёрского объединения - Башарина Елена Викторовна, классный руководитель 9 «А» класса-Кривощекова Ольга Васильевна, 30 волонтёров-старшеклассников 9 «А» класса. Проект победил в номинации «Самый ценностно – ориентированный проект».
3. МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов».
Проект публичной дискуссии – дебатов школьного волонтерского движения «Стремление» по теме: «Не родись красивым, а родись...» представила заместитель директора по учебно-воспитательной работе - Шмидт Алла Анатольевна, волонтёры- старшеклассники 8 «Г» класса школьного объединения «Стремление» - 30 человек. Проект победил в номинации «За популяризацию здорового образа жизни".
Проект «Скажи алкоголю нет!» представили заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель РДШ – Токарева Людмила Анатольевна, волонтёры-старшеклассники – Шарикова Вера, Прокопьева Екатерина, Корневальд Никита, Черникова София, Чекин Юрий, Палагнюк Евгений, Зарубина Анна, Курабеков Денис, Полякова Полина, Гусева Дарья, Власенко Александр, Орлов Илья, Талыков Семён. Проект победил в номинации «Нет – вредным привычкам!»
Проект «Парить – здоровью вредить!» представили заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель РДШ – Токарева Людмила Анатольевна, волонтёры-старшеклассники – Ткаченко Даниил, Збродов Степан, Балдин Рашид, Рыбьяков Максим, Гарипова Аделина. Проект победил в номинации «Мой выбор – здоровье!».
4. МБОУ «СОШ № 5»
Проект «Эмоциональный интеллект – образование без стресса" представили: руководитель волонтёрского объединения «Мегаполис» - Гончарова Алла Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе - Торопыгина Ольга Юрьевна, волонтёр школьного объединения МБОУ «СОШ № 5» «Мегаполис»- Шушунов Кирилл. Проект награждён дипломом «Самый альтернативно-поддерживающий».
- МБОУ СОШ № 6 имени Сирина Николая Ивановича
Проект «Хореографический спектакль «Щелкунчик» «Сказка в подарок» представили руководители проекта: заместитель директора по воспитательной работе - Колесникова Татьяна Васильевна, Поланская Наталья Андреевна, авторы проекта волонтёры - Муравьева Полина, Разинкина Маргарита. Проект награждён дипломом в номинации «Самый творческий».
- МБОУ «ЦО №7 имени Дунина-Горкавича А.А.»
Индивидуальный проект «За здоровый образ жизни» представили: руководитель волонтёрского объединения «Поколение 3D: диалог, движение, достижение» - Дмитриева Ольга Никитична, автор проекта доброволец волонтерского объединения - Середа Виктория. Проект награждён дипломом «За здоровое поколение».
- МБОУ «СОШ № 8»
Проект «Мы против наркотиков» представили: руководитель проекта, педагог-организатор - Ширяев Денис Николаевич, автор - Зайцева Юлиана. Проект награжден дипломом "За внедрение духовной культуры".
- МБОУ «Гимназия № 1»
Социальный проект «Волонтеры здорового образа жизни» представила руководитель волонтёрского объединения, социальный педагог - Костина Ольга Сергеевна. Проект награжден дипломом "За укрепление нравственных ориентиров".
По итогам Координационного совета было предложено:
- Активизировать просветительскую работу по повышению психолого-педагогической компетентности и ответственности родителей (законных представителей) по вопросам профилактики потребления обучающимися наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, в том числе новых видов подростковой токсикомании (сниффинг), бестабачных никотиносодержащих жевательных и сосательных смесей (снюса), формированию у детей и подростков навыков здорового образа жизни
Ответственные:
образовательные организации
- Сформировать методический портфель с практиками и технологиями, направленными на профилактику девиантного (суицидального) поведения обучающихся, рекомендованными к внедрению в образовательных организациях муниципального образования, региональными практиками работы в сфере профилактики буллинга (травли) несовершеннолетних, в том числе в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая формы мероприятий антибуллиноговых кампаний.
Ответственные:
МБУ ДО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
- Изучить и внедрить в практику технологию «куратор случая».
Ответственные:
образовательные организации
- Специалистам, педагогам школ изучить практики и технологии, направленные на профилактику девиантного (суицидального) поведения обучающихся, рекомендованных к внедрению в образовательных организациях муниципального образования, региональными практиками работы в сфере профилактики буллинга (травли) несовершеннолетних, в том числе в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая формы мероприятий антибуллиноговых кампаний.
Ответственные:
образовательные организации