Занятие 29.10.2020 Тема: Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Согласные звуки и буквы З-С. Формирование слуховой дифференциации звонких-глухих согласных.

Занятие 1

 

Тема:  Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Согласные звуки и буквы З-С.  Формирование слуховой дифференциации звонких-глухих согласных.

Цель: Закрепление правописания парных согласных з-с через упражнения по предупреждению акустической дисграфии.

Формирование  умения сравнивать звуки и буквы з и с, различать их на письме.

Воспитание бережного отношения к хлебу.

 

Письменные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных включают следующие разделы:

- чтение слоговых таблиц с оппозиционными согласными;

- звукобуквенный анализ слов, содержащих оппозиционные согласные;

- упражнения, включающие слоговой анализ слов;

- анализ слов-паронимов;

- упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза;

- грамматические упражнения.

                                                        Согласные звуки и буквы З-С

  1. Чтение слоговой таблицы.

са – за – за – са – за – за – са – са – за – за

су – зу – су – су – зу – су – зу – зу – су – зу

са – со – за – зо – зу – сы – сэ – зо – су – са

ся – зи – зу – сё – су – сы – зэ – со – зя – за

  1. Слова для позиционного звукового анализа.

Зонт, свёкла, глаза, восемь, август, уснул, зрелый, спелый.

  1. Составить слова из слогов.

сы, за, но - __________________________

си, кра, вый - ________________________

ре, Сё, жа - __________________________

вер, се, ный - ________________________

во, Но, си, бирск - ____________________

  1. Добавить недостающий слог.

___вод, ___ды, ____яц, ли___, ко___, ко___, ___мля, ___ма, ___бы, ___жа, моро___, воло___, ___ша, ___на.

 

  1. Анализ слов-паронимов.

бузина - ____________ зажать - ________________

коза - ______________ позади - _________________

роза - ______________ Лиза - __________________

  1. Вставить пропущенную букву, поделить слова на слоги, определить ударный слог.

__абля, __ахар, __автрак, ___адача, __ерно, __ентябрь, __веча, __витер, __ено, __умка, __онт, __ироп, __начок, __олушка, __уп, __уб, __мея;

о__са, ве__на, ко__а, ми__ка, пи__к, ка__ка, по__уда.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Определить границы предложений.

В ле__у  е__ть ни__ина там у ли__ы нора в норе пятеро ли__сят ли__а не__ёт пищу __воим деткам ли__ица тихо идёт по __емле __вои __леды ли__а заметает хво__том.

Найти родственные слова, отметить общую часть.

  1. Вставить пропущенную букву, изменить форму слова (единственное число на множественное).

__онт - ________________ га__ета - _________________

гу___ - ________________ __ебра - __________________

голо__ - _______________ мага__ин - ________________

  1. Вставить пропущенные буквы. Списать слова в два столбика по вопросам кто?, что?

Арбу__ы, __акон, овё__, __трау__, капу__та, __оболь, __аяц, __треко__а, __мея, __ойка, бар__ук, __има, __оя, __амолёт.

  • Вставить пропущенные буквы, изменить слова по образцу (много чего?- род.падеж, мн.число)

ко__ть – костей со__на - ________________

го__ть - _______________ коля__ка - ______________

кукуру__а - ____________ со__и__ка - _____________

ле__ - _________________ берё__а - ________________

__казка - ______________ __винья - ________________

 

  1. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в алфавитном порядке.

На__о__, коле__о, обо__ы, я__треб, __окол, Мин__к, берё__а, ры__ь, __ина, алма__ы, __олото, та__ы, фику__.

  1. Вставь пропущенные буквы. В каких словах звуки З, С звучат мягко?

Ре__инка, кор__ина, __оя, __убы, __алп, __ады, гнё__да, __етка, бе__едка, вё__ла, __ело, __агадка, мимо__а, ко__явка, по__ёмка, пи__ьма.

  1. Предложения для языкового анализа. Выучить наизусть. Написать по памяти.

Снег на полях – хлеб в закромах.

За край свой насмерть стой.

Заставили козла огород стеречь.

Кошке смех, а мышке слёзы.

Красивое слово – серебро, а красивое дело – золото.

За один раз дерево не срубишь.