Занятие 1
Тема: Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Согласные звуки и буквы З-С. Формирование слуховой дифференциации звонких-глухих согласных.
Цель: Закрепление правописания парных согласных з-с через упражнения по предупреждению акустической дисграфии.
Формирование умения сравнивать звуки и буквы з и с, различать их на письме.
Воспитание бережного отношения к хлебу.
Письменные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных включают следующие разделы:
- чтение слоговых таблиц с оппозиционными согласными;
- звукобуквенный анализ слов, содержащих оппозиционные согласные;
- упражнения, включающие слоговой анализ слов;
- анализ слов-паронимов;
- упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза;
- грамматические упражнения.
Согласные звуки и буквы З-С
- Чтение слоговой таблицы.
са – за – за – са – за – за – са – са – за – за
су – зу – су – су – зу – су – зу – зу – су – зу
са – со – за – зо – зу – сы – сэ – зо – су – са
ся – зи – зу – сё – су – сы – зэ – со – зя – за
- Слова для позиционного звукового анализа.
Зонт, свёкла, глаза, восемь, август, уснул, зрелый, спелый.
- Составить слова из слогов.
сы, за, но - __________________________
си, кра, вый - ________________________
ре, Сё, жа - __________________________
вер, се, ный - ________________________
во, Но, си, бирск - ____________________
- Добавить недостающий слог.
___вод, ___ды, ____яц, ли___, ко___, ко___, ___мля, ___ма, ___бы, ___жа, моро___, воло___, ___ша, ___на.
- Анализ слов-паронимов.
бузина - ____________ зажать - ________________
коза - ______________ позади - _________________
роза - ______________ Лиза - __________________
- Вставить пропущенную букву, поделить слова на слоги, определить ударный слог.
__абля, __ахар, __автрак, ___адача, __ерно, __ентябрь, __веча, __витер, __ено, __умка, __онт, __ироп, __начок, __олушка, __уп, __уб, __мея;
о__са, ве__на, ко__а, ми__ка, пи__к, ка__ка, по__уда.
- Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Определить границы предложений.
В ле__у е__ть ни__ина там у ли__ы нора в норе пятеро ли__сят ли__а не__ёт пищу __воим деткам ли__ица тихо идёт по __емле __вои __леды ли__а заметает хво__том.
Найти родственные слова, отметить общую часть.
- Вставить пропущенную букву, изменить форму слова (единственное число на множественное).
__онт - ________________ га__ета - _________________
гу___ - ________________ __ебра - __________________
голо__ - _______________ мага__ин - ________________
- Вставить пропущенные буквы. Списать слова в два столбика по вопросам кто?, что?
Арбу__ы, __акон, овё__, __трау__, капу__та, __оболь, __аяц, __треко__а, __мея, __ойка, бар__ук, __има, __оя, __амолёт.
- Вставить пропущенные буквы, изменить слова по образцу (много чего?- род.падеж, мн.число)
ко__ть – костей со__на - ________________
го__ть - _______________ коля__ка - ______________
кукуру__а - ____________ со__и__ка - _____________
ле__ - _________________ берё__а - ________________
__казка - ______________ __винья - ________________
- Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в алфавитном порядке.
На__о__, коле__о, обо__ы, я__треб, __окол, Мин__к, берё__а, ры__ь, __ина, алма__ы, __олото, та__ы, фику__.
- Вставь пропущенные буквы. В каких словах звуки З, С звучат мягко?
Ре__инка, кор__ина, __оя, __убы, __алп, __ады, гнё__да, __етка, бе__едка, вё__ла, __ело, __агадка, мимо__а, ко__явка, по__ёмка, пи__ьма.
- Предложения для языкового анализа. Выучить наизусть. Написать по памяти.
Снег на полях – хлеб в закромах.
За край свой насмерть стой.
Заставили козла огород стеречь.
Кошке смех, а мышке слёзы.
Красивое слово – серебро, а красивое дело – золото.
За один раз дерево не срубишь.