Занятие 15.12.2021 Самопринятие

15.12.2021  Тема «Самопринятие»

Цель: Формирование положительной самооценки.

Задачи:

  1. Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.
  2. Тренировать умения выражать свое эмоциональное состояние.
  3. Воспитание нравственности и гуманности к окружающим.

            Оборудование:  листы бумаги, мячик, карандаши, краски, распечатки к упражнениям, таблички-направления

Организационный момент

  1. I. Ход занятия

Упражнение «Дневник»

Это задание, которое поможет вам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Вы должны записать не менее десяти фраз-установок: «Я ум­ный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п.

Естественно, эти установки должны относиться непосредствен­но к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким. Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркиваю­щих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях.

Беседа  «Самоодобрение»

Человек, который хорошо владеет самоодобрением, должен:

  • быть верен своим принципам, несмотря на противоположные мне­ния других, но вместе с тем уметь гибко изменить свое мнение, если оно ошибочно;
  • быть способным действовать по своему усмотрению, не испыты­вая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других;
  • быть способным не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне;
  • сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на времен­ные неудачи и трудности;
  • видеть в каждом человеке личность и рассматривать его как по­лезного для других, как бы он ни отличался уровнем своих способ­ностей и занимаемым положением;
  • быть непринужденным в общении, уметь как отстаивать свою пра­воту, так и соглашаться с мнением других;
  • уметь принимать комплименты и похвалу без притворной скром­ности;
  • уметь оказывать сопротивление;
  • быть способен понимать свои и чужие чувства, уметь подавлять свои порывы;
  • быть способным находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творче­ское самовыражение или отдых;
  • чутко реагировать на нужды других, соблюдать принятые соци­альные нормы;
  • уметь видеть в людях хорошее, верить в их порядочность, несмот­ря на их недостатки.
  1. II. Основная часть занятия

Упражнение «Формула успеха»

Из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Оче­видно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь.

По известной формуле классика психологии У. Джемса:

Успех

Самооценка

Притязания

Другими словами, самооценку можно повысить, либо повысив уровень успеха, либо снизив притязания.

Возьмите лист бумаги, например «форматку» для черчения или рисования.

Напишите в центре крупно букву «Я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом.

Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше об­ластей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «жела­тельное» и «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводи­те линию от «Я», центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите.

Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все за­кончили, придумайте еще четыре — любые, самые неожиданные. Но важное условие — они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные.

Теперь отложите эту «звездную карту» своей жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника?

Ведь у вас, как выяснилось, столько возможностей. Так пользуй­тесь ими.

Упражнение «Я ценю себя»

Сядьте поудобней на стуле так, чтобы ноги стояли на полу. Слегка прикройте глаза и просто следите за дыханием. Теперь на­правьте свой мысленный взор вовнутрь и скажите себе, что вы себя любите.

Это может звучать примерно так: «Я высоко ценю себя».

Это придаст вам силы и укрепит дух. Выполняя это упражнение, периодически следите за своим дыханием.

Теперь сосредоточьтесь еще сильнее и определите то место, где хранится сокровище, носящее ваше имя. Приближаясь к этому свя­щенному месту, подумайте о своих возможностях: способности ви­деть, слышать, осязать, ощущать вкус и запах, чувствовать, думать, двигаться и делать выбор. Как следует, подумайте о каждой из этих возможностей, вспомните, как часто вы пользовались ими, как поль­зуетесь сейчас, как нужны они будут в дальнейшем.

Теперь вспомните, что это все - вы, что это вы можете увидеть но­вые картины, услышать новые звуки и т. д. Постарайтесь осознать, что благодаря этим возможностям вы никогда не будете беспомощ­ными.

А теперь вспомните, что вы — частица Вселенной; вы получаете энергию из недр земли, благодаря ей вы можете уверенно стоять на ногах, понимать смысл окружающего мира, вас заряжают и другие люди, которые готовы быть с вами и нуждаются в вас.

Помните, вы свободны, чтобы все видеть и слышать, но выбираете лишь то, что вам нужно. И тогда отчетливо скажите «да» тому, что не­обходимо, и «нет» всему ненужному и лишнему. Вы будете нести добро и себе, и другим вместо зла и бессмысленной борьбы.

А теперь снова сосредоточьтесь на своем дыхании.

Все это может занять у вас одну или пять минут.

Это вы решите сами.

Хорошенько запомните это упражнение и почаще делайте его.

Заключительная часть

Рефлексия «Доброе слово»

            Постарайтесь найти для близких вам людей нужные слова. Это будет еще одной небольшой проверкой того, насколько доброжелательно вы относитесь, друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы. Обращайте внимание на свои ощущения, запоминайте их, чтобы потом обсудить это со всей группой.

Домашнее задание: Сейчас вы проанализируете круг своих знакомых и запишете их имена в специальную аналитическую таблицу «Круг моего общения». Круг моего общения

Возрастная категория Имя и фамилия Тип отношений (общения) Сверстники Люди старше меня на 3-5 лет Люди старше меня на 6-10 лет Люди старше меня более чем на 10 лет Ребята моложе меня на 1-3 года Ребята моложе меня на 4-5 лет. Совсем маленькие дети

В графу «Имя и фамилия» вы должны вписать имена и фамилии людей, с которыми вы действительно регулярно общаетесь, а не просто здороваетесь или разговариваете один раз в месяц. Если их будет много, увеличьте место в таблице для того, чтобы вписать всех. Проанализируйте, постарайтесь понять, в каких отношениях вы с этими людьми. Кто лидер в вашей паре во время общения? Кто из вас инициирует общение? Какие чувства вы испытываете во время разговора с каждым из них? Радость, удовлетворение, а может, подавленность и страх? Почему? Что является предметом разговора, о чем вы чаще всего говорите, какие проблемы обсуждаете? Каким образом вы заканчиваете беседу? Что испытываете после ее завершения? Желание скорее снова увидеться или горечь от разговора?