Логопедическое занятие по коррекции темпо-ритмической стороны речи с дошкольниками по программе «Говорим всегда красиво»
(дистанционная форма)
Цель занятия: выработка навыков легко и свободно, без напряжения воспроизводить самостоятельную речь, выраженную в различных по сложности предложениях.
- Артикуляционные упражнения: для языка — вперед-назад, в стороны — «часики», «шишки» — языком в щечки. Облизываем верхнюю губу. «Лошадка» — пощелкаем языком. Покусаем широкий язык. «Колокольчик» — постучим языком по верхним альвеолам — ля-ля. «Молоточек» — постучим языком по верхним альвеолам, произнося — дддд. Для губ — «трубочка» — о, «улыбка» — и и в динамике произносим вместе оба звука ои, ои. Для нижней челюсти — раскроем несколько раз широко рот.
- Дыхательные упражнения: при вдохе надуть животик (выпячиватьего), а при выдохе — втянуть его в себя. Игра — при вдохе — живот вперед (шарик надулся), при выдохе — живот в себя (шарик лопнул). Чтобы контролировать подвижность стенки живота, можно на него положить книгу и следить, как она при вдохе поднимается, а при выдохе опускается.
- Голосовые упражнения: возглас восхищения — «ААААХ» (в грудном регистре и не кричать — произносить мягко). Возглас сожаления — «ЭЭЭЭХ». Возглас удивления — «ООООХ», «УУУУХ». Желательно передать интонационную разницу. Можно это сделать с помощью примеров: «ААААХ, как хорошо в лесу» и т. д. Пение гласных, волной, лесенкой.
- Упражнения на расслабление: «Походка моряка» — ноги расставить на ширину плеч и перемещать вес тела то на одну, то на другую стопу. Выполнять в замедленном темпе, несколько раз в одну и другую стороны.
5.Упражнения на координацию слова с движением —логоритмика:
- Маршировка по кругу под счет в среднем темпе (счет и маршировка с движениями). Выполняем на два счета: руки вперед — раз, два, руки вверх — раз, два, руки в стороны — раз, два и руки на пояс — раз, два.
Это упражнение вырабатывает у ребенка чувство ритма, внимания, координацию сложных движений в сопровождении самостоятельно озвученного ритма, т. е. своим счетом он сам задает ритм. При этом упражнении начинают активно и синхронно работать правое и левое полушарие. Это упражнение выполняется в постоянном движении не менее 2— 4 минут. Доводить выполнение до автоматизма, до легкости исинхронности, четкости и ритмичности.
- Набивание мяча. Темп бросков средний. Упражнение выполняется синхронно четко под счет, со стихами. Упражнение можно усложнить: мяч бросать и перед собой, и с правой стороны от себя с легким поворотом, и с левой стороны от себя. Мяч при этом желательно не терять. В противном случае теряется плавность и точность выполнения этого упражнения. Ребенок должен научиться все проделывать легко, не напрягаясь.
- Отстукивание ритма кистью руки. Упражнение проводится на речевом материале (стихи, скороговорки)
-ладонь – кулак (чередовать две руки)
-ладонь – ребро – кулак (синхронно двумя руками)
- колечки (синхронно двумя руками и асинхронно)
- заяц-коза (синхронно двумя руками и асинхронно)
6. Работа над речевым материалом.
Рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»
Домашнее задание.
- Закреплять речевые навыки.
2.Прочитать рассказ несколько раз, чтобы ребенок мог его запомнить.
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
К.Д. Ушинский
- Ответить на вопросы.
Ответы ребенок может давать как односложные, так и развернутые, но стараясь при этом соблюдать речевые правила.
После проработки рассказа ребенок должен постараться сам задать любые вопросы по сюжету, которые он хочет.
При этом обязательно выполнять все речевые требования:
- речь начинать после вдоха на плавном выдохе,
- выдерживать замедленный темп благодаря выделению ударных гласных в каждом слове,
- следить за голосом, чтобы он звучал постоянно (между слов не должно быть пауз — постоянное голосоведение).