Логопедическое занятие по коррекции темпо-ритмической стороны речи по программе «Говорим всегда красиво» 06.11.2020

Логопедическое занятие по коррекции темпо-ритмической стороны речи с дошкольниками по программе «Говорим всегда красиво»

(дистанционная форма)

 

Цель занятия: выработка навыков легко и свободно, без напряже­ния воспроизводить самостоятельную речь, выраженную в раз­личных по сложности предложениях.

  1. Артикуляционные упражнения: для языка — вперед-назад, в сто­роны — «часики», «шишки» — языком в щечки. Облизываем верх­нюю губу. «Лошадка» — пощелкаем языком. Покусаем широкий язык. «Колокольчик» — постучим языком по верхним альвеолам — ля-ля. «Молоточек» — постучим языком по верхним альвеолам, произнося — дддд. Для губ — «трубочка» — о, «улыбка» — и и в динамике про­износим вместе оба звука ои, ои. Для нижней челюсти — раскроем несколько раз широко рот.
  2. Дыхательные упражнения: при вдохе надуть животик (выпячиватьего), а при выдохе — втянуть его в себя. Игра — при вдохе — живот вперед (шарик надулся), при выдохе — живот в себя (шарик лопнул). Что­бы контролировать подвижность стенки живота, можно на него по­ложить книгу и следить, как она при вдохе поднимается, а при вы­дохе опускается.
  3. Голосовые упражнения: возглас восхищения — «ААААХ» (в груд­ном регистре и не кричать — произносить мягко). Возглас сожаления — «ЭЭЭЭХ». Возглас удивления — «ООООХ», «УУУУХ». Желатель­но передать интонационную разницу. Можно это сделать с помощью примеров: «ААААХ, как хорошо в лесу» и т. д. Пение гласных, волной, лесенкой.
  4. Упражнения на расслабление: «Походка моряка» — ноги расста­вить на ширину плеч и перемещать вес тела то на одну, то на другую стопу. Выполнять в замедленном темпе, несколько раз в одну и дру­гую стороны.

5.Упражнения на координацию слова с движением —логоритмика:

- Маршировка по кругу под счет в среднем темпе (счет и маршировка с движениями).  Выполняем на два счета: руки вперед — раз, два, руки вверх — раз, два, руки в стороны — раз, два и руки на пояс — раз, два.

Это упражнение вырабатывает у ребенка чувство ритма, внима­ния, координацию сложных движений в сопровождении самостоятель­но озвученного ритма, т. е. своим счетом он сам задает ритм. При этом упражнении начинают активно и синхронно работать правое и левое полушарие. Это упражнение выполняется в постоянном движении не менее 2— 4 минут. Доводить выполнение до автоматизма, до легкости исинх­ронности, четкости и ритмичности.

- Набивание мяча.  Темп бросков средний. Упражнение выполняется синхронно четко под счет, со стихами. Упражнение можно усложнить: мяч бросать и перед собой, и с правой стороны от себя с легким поворотом, и с левой стороны от себя. Мяч при этом желательно не терять. В противном случае теряется плавность и точность выполнения этого упражнения. Ребенок должен научиться все проделывать легко, не напрягаясь.

- Отстукивание ритма кистью руки. Упражнение проводится на речевом материале (стихи, скороговорки)

-ладонь – кулак   (чередовать две руки)

-ладонь – ребро – кулак  (синхронно двумя руками)

- колечки                            (синхронно двумя руками и асинхронно)

- заяц-коза                          (синхронно двумя руками и асинхронно)

6. Работа над речевым материалом.

Рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»

 

Домашнее задание.

  1. Закреплять речевые навыки.

2.Прочитать рассказ несколько раз, чтобы ребенок мог его запомнить.

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

К.Д. Ушинский

  1. Ответить на вопросы.

Ответы ребенок может давать как односложные, так и разверну­тые, но стараясь при этом соблюдать речевые правила.

После проработки рассказа ребенок должен постараться сам за­дать любые вопросы по сюжету, которые он хочет.

При этом обязательно выполнять все речевые требова­ния:

- речь начинать после вдоха на плавном выдохе,

- выдерживать замедленный темп благодаря выделению ударных гласных в каж­дом слове,

- следить за голосом, чтобы он звучал постоянно (между слов не должно быть пауз — постоянное голосоведение).