Логопедическое занятие по коррекции темпо-ритмической стороны речи. Подготовительный этап. 15.10.2021

 

 Цели занятия

  • Вызвать расслабление мышц ног и рук по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
  • Освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово).
  • Выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ.
  • Использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов.

 Содержание занятия 

  1. Релаксационная гимнастика

Упражнения для рук

- Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

- Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

- Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

- Сидя. Опереться руками на сиденье с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мягко выпрямиться на стуле.

Упражнения для ног

- Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

- Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить.

- Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем, расслабив их, уронить.

 Релаксационные упражнения необходимо проводятся в течение 5—10 минут.

  1. Дыхательная гимнастика

 

Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха

При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации

♦ Правильный выдох должен:

— происходить без толчков, ровной длительной струей;

— производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;

— сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

♦ Упражнения следует выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения (подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.) как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием.

 

Упражнение.  Фиксированный выдох

- После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

- Распределить продолжительность фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.

Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).

 

Упражнение.  Форсированный выдох

Вдохнуть носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке. Повторить 7—10 раз.

Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не добирать воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Повторить упражнение.

 

3.Артикуляционно-голосовые упражнения

 

    Тренировка мышц нижней челюсти

Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к зажатости звука. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью, и не препятствует произнесению звуков.

Рекомендации

♦ При выполнении упражнений:

— голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая ее;

— челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения;

— каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счет 1—5.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены:

- выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение;

- выполнить боковые движения нижней челюстью, принять исходное положение. Повторить;

- сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот;

- имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.

Тренировка губ

Излишняя суетливость или неподвижность губ приводит к смазанности и невнятности речи. Напротив, правильная работа губ обеспечивает точное произнесение и влияет на формирование речевого звучания.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

- поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу, максимально обнажая верхние и нижние зубы;

- оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и-у-о-а;

-легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами — верхней губы;

- вытягивание губ вперед воронкой;

- вибрация губ (подражание фырканью лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить тпр.

Тренировка мышц языка

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти при этом должны быть неподвижными.

- Расслабление и распластывание языка в форме лопаты, при этом язык лежит на нижней губе.

- Поднимание узкого (широкого) языка вверх, опускание его вниз, крестообразные движения языком, скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны.

- Движение широким языком вперед-назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом (болтушка).

Рекомендации

Дыхательную гимнастику рекомендуется делать в течение 5—7 минут.

Упражнение 1

Произнесение гласных звуков (а, о, у, э, ы) протяжно и плавно на выдохе.

Упражнение 2

Слитное произнесение гласных звуков слова с сохранением его естественной интонации (Аня ария).

Упражнение 3

Произнесение сочетаний двухсложных и трехсложных слов, начинающихся с ударного гласного, на одном выдохе

Упражнение 4

Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

2 раза                  аэаэ            аэоаэо

3 раза                  аэаэаэ        аэоаэоаэо

4 раза                  аэаэаэаэ    аэоаэоаэоазо      и т.д.

Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.

Упражнение  5

В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.

У о а э и ы          у О а э и ы          у о А э и ы

у о а Э и ы          у о а э И ы          у о а э и Ы

а И и И у И ы     о И э И и             а И о И у И э

Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.

У — О — А — Э — Ы — У

Упражнение 6

Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.

у у о у у а у у э у у и у у ы у у.

Перейдите на речевой способ произнесения гласных:

уО!   уА!   уЭ!    уИ!   уЫ!

Упражнение 7

Напевание мотива любимой песни без слов на одном слоге каждый раз с иным согласным звуком (нана, лоло, тата), а затем со словами.

 

Рекомендации

Повторяем  каждое упражнение 2—3 раза.