Логопедическое занятие по коррекции темпо-ритмической стороны речи по программе «Говорим всегда красиво»
Режим молчания (щадящий речевой режим)
(дистанционная форма)
Цель: ограничить речевое общение и объем высказываний.
- Организационный момент
В период щадящего режима молчания необходимо ограничить контакты детей с новыми людьми, так как заикающиеся дети очень впечатлительные, легко возбудимы и быстро истощаемы. Нужно постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки в гости, посещение детских праздников, театров, кинотеатров, музеев и тд.). По этой же причине желательно ограничить просмотры телепередач. Часто дети самостоятельно включают телевизор и смотрят бесконтрольно все передачи. В результате они получают избыточную информацию, которую не в силах понять и усвоить. Это истощает нервную систему и усиливает заикание. Недопустимы шумные игры, особенно перед сном.
Не следует забывать, что речь взрослых является для ребенка образцом. Поэтому необходимо родителям следить за своей речью, так как ребенок подражает и начинает говорить также. Быстрый темп провоцирует появление запинок. Следует говорить, читать чуть замедленно протягивая ударную гласную, обязательно сохраняя естественную интонацию.
- Артикуляционные упражнения:
Для языка:
— вперед-назад, в стороны — «часики»,
- «шишки» — языком в щечки. Облизываем верхнюю губу.
- «Лошадка» — пощелкаем языком. Покусаем широкий язык.
- «Колокольчик» — постучим языком по верхним альвеолам — ля-ля.
- «Молоточек» — постучим языком по верхним альвеолам, произнося — тттт, дддд.
Для губ:
— «трубочка» — о, «улыбка» — и в динамике произносим вместе оба звука ои, ои.
Для нижней челюсти — раскроем несколько раз широко рот.
- Дыхательные упражнения: при вдохе надуть животик (выпячиватьего), а при выдохе — втянуть его в себя. Игра — при вдохе — живот вперед (шарик надулся), при выдохе — живот в себя (шарик лопнул). Чтобы контролировать подвижность стенки живота, можно на него положить книгу и следить, как она при вдохе поднимается, а при выдохе опускается.
- Упражнения на расслабление:
- «Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны. Кисти, конечности расслаблены. Ребенок издает при этом звук «ШШШ». Это упражнение проводить на счет — раз-два. Повторить несколько раз.
- Полоскание белья — наклониться вперед и опустить руки. Они расслаблены (уснули), в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны — расслабленные руки тоже приходят в движение. Это упражнение проводить на счет — раз-два.
- «Маятник» — это упражнение похоже на предыдущее, но при этом одна рука за спиной, а другая в расслабленном состоянии повторяет движения маятника. Сменить положение рук. И так несколько раз.
- «Кулачки» — руки согнуты в локтях, а кисти рук сжаты в кулачки (сильно). Затем кулачки расслабить и руки бросить вниз. Повторить несколько раз.
- Маршировка по кругу под счет в среднем темпе. Родители вместе с ребенком, задавая определенный темп, маршируют в определенном темпе. Темп можно задавать счетом, хлопками, ударами бубна. Нужно следить, чтобы ребенок выполнял движения четко в заданном ритме легко и свободно, без напряжения.
- Набивание мяча. Корпус чуть наклонен вперед, ноги на ширине плеч. Мяч бросают о пол обеими руками (но не бьют по нему). Родители показывают это упражнение ребенку: бросают мяч о ловят его и тут же снова бросают. Когда ребенок научится выполнять это упражнение, то можно переходить к броскам под счет. Темп бросков средний. Сначала под счет выполняют два броска, затем 3, 4, 5 и т. д. Упражнение выполняется синхронно четко под счет. Мяч при этом желательно не терять. В противном случае теряется плавность и точность выполнения этого упражнения. Ребенок должен научиться все проделывать легко, не напрягаясь.
- Отстукивание ритма кистью руки. Локоть лежит на столе, кисть и пальцы чуть расслаблены. Родители под счет задают определенный ритмический рисунок и выполняют его ударами кисти руки. Ребенок все эти движения копирует. Сначала отстукивают ритм до двух, затем до 3, 4, 5, 6 и т. д. Нужно следить, чтобы удары кисти совпадали со счетом, т. е. все проводить синхронно.
Эти упражнения вырабатывают чувство внутреннего ритма, которое в дальнейшем будет влиять и на ритм внутренней речи. Задача родителей — это выработка замедленного речевого темпа у ребенка.
Домашнее задание. Выполнять рекомендации режима молчания.