Логопедическое занятие по коррекции темпо-ритмической стороны речи по программе «Говорим всегда красиво» 02.11.2020

Логопедическое занятие по коррекции темпо-ритмической стороны речи  по программе «Говорим всегда красиво»

Режим молчания (щадящий речевой режим)

(дистанционная форма)

 

Цель: ограничить  речевое общение и объем высказываний.

  1. Организационный момент

В период щадящего режима молчания необходимо ограничить контакты детей с новыми людьми, так как заикающиеся дети очень впечатлительные, легко возбудимы и быстро истощаемы. Нужно постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки в гости, посещение детских праздников, театров,  кинотеатров, музеев и тд.). По этой же причине желательно ограничить просмотры телепередач. Часто дети самостоятельно включают телевизор и смотрят бесконтрольно все передачи. В результате они получают избыточную информацию, которую не в силах понять и усвоить. Это истощает нервную систему и усиливает заикание. Недопустимы шумные игры, особенно перед сном.

Не следует забывать, что речь взрослых является для ребенка образцом. Поэтому необходимо родителям следить за своей речью, так как ребенок подражает и начинает говорить также. Быстрый темп провоцирует появление запинок. Следует говорить, читать чуть замедленно протягивая ударную гласную, обязательно сохраняя естественную интонацию.

  1. Артикуляционные упражнения:

Для языка:

— вперед-назад, в сто­роны — «часики»,

- «шишки» — языком в щечки. Облизываем верх­нюю губу.

- «Лошадка» — пощелкаем языком. Покусаем широкий язык.

- «Колокольчик» — постучим языком по верхним альвеолам — ля-ля.

- «Молоточек» — постучим языком по верхним альвеолам, произнося — тттт, дддд.

Для губ:

 — «трубочка» — о, «улыбка» — и  в динамике про­износим вместе оба звука ои, ои.

Для нижней челюсти — раскроем несколько раз широко рот.

 

  1. Дыхательные упражнения: при вдохе надуть животик (выпячиватьего), а при выдохе — втянуть его в себя. Игра — при вдохе — живот вперед (шарик надулся), при выдохе — живот в себя (шарик лопнул). Что­бы контролировать подвижность стенки живота, можно на него по­ложить книгу и следить, как она при вдохе поднимается, а при вы­дохе опускается.
  2. Упражнения на расслабление:
  3. «Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны. Кисти, конечности расслаблены. Ребенок издает при этом звук «ШШШ». Это упражнение проводить на счет — раз-два. Повторить несколько раз.
  4. Полоскание белья — наклониться вперед и опустить руки. Они расслаблены (уснули), в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны — расслабленные руки тоже приходят в движение. Это уп­ражнение проводить на счет — раз-два.
  5. «Маятник» — это упражнение похоже на предыдущее, но при этом одна рука за спиной, а другая в расслабленном состоянии по­вторяет движения маятника. Сменить положение рук. И так несколь­ко раз.
  • «Кулачки» — руки согнуты в локтях, а кисти рук сжаты в кулач­ки (сильно). Затем кулачки расслабить и руки бросить вниз. Повто­рить несколько раз.
  1. Маршировка по кругу под счет в среднем темпе. Родители вмес­те с ребенком, задавая определенный темп, маршируют в определен­ном темпе. Темп можно задавать счетом, хлопками, ударами бубна. Нужно следить, чтобы ребенок выполнял движения четко в заданном ритме легко и свободно, без напряжения.
  2. Набивание мяча. Корпус чуть наклонен вперед, ноги на ширине плеч. Мяч бросают о пол обеими руками (но не бьют по нему). Родители показывают это упражнение ребенку: бросают мяч о ловят его и тут же снова бросают. Когда ребенок научится выполнять это упражнение, то можно переходить к броскам под счет. Темп бросков средний. Сначала под счет выполняют два броска, затем 3, 4, 5 и т. д. Упражнение выполняется синхронно четко под счет. Мяч при этом желательно не терять. В противном случае теряется плавность и точность выполнения этого упражнения. Ребенок должен научиться все проделывать легко, не напрягаясь.
  3. Отстукивание ритма кистью руки. Локоть лежит на столе, кисть и пальцы чуть расслаблены. Родители под счет задают определенный ритмический рисунок и выполняют его ударами кисти руки. Ребенок все эти движения копирует. Сначала отстукивают ритм до двух, за­тем до 3, 4, 5, 6 и т. д. Нужно следить, чтобы удары кисти совпадали со счетом, т. е. все проводить синхронно.

Эти упражнения вырабатывают чувство внутреннего ритма, ко­торое в дальнейшем будет влиять и на ритм внутренней речи. Задача родителей — это выработка замедленного речевого темпа у  ребенка.

 

Домашнее задание.  Выполнять рекомендации режима молчания.