Тема: «Части тела и лица. Предметы туалета»
Цель: Знакомство с отрывком из произведения «Мойдодыр» К. Чуковского.
Задачи:
1.Закрепить названия частей тела, лица, предметов туалета, действий при уходе за телом, лицом.
- Закрепить понимание, употребление предлога «НА» (где?).
- Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, чувства ритма.
- Развитие мелкой моторики рук, графических навыков (учить детей рисовать
прямые, вертикальные линии); координации движений.
Оборудование: кукла - мальчик; предметные картинки с изображением: частей тела; предметов туалета; выполнения артикуляционной гимнастики; сюжетные картинки, изображающие действия ухода за телом; игрушечные, настоящие (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце); барабан (картинка, музыкальный инструмент); заготовки бумажных полотенец, цветные карандаши (зеленый, красный, желтый); книга К. Чуковского «Мойдодыр».
Ход занятия.
I Организационный момент.
- Таня (Миша) (имя ребенка), ты где? Ау! («кричит» кукла- мальчик) Отзовитесь! (ребенок отвечает: «Ау!»- так несколько раз)
II Основная часть.
- Введение в тему.
- Здравствуй, Петя! (появляется кукла -мальчик)
- Работа по теме.
а) Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
- Я пришел к тебе в гости рассказать историю про себя. Раньше не любил умываться и вот, что со мной произошло.
- Усаживайся поудобнее и слушай.
- Чем будешь слушать? Покажи! (взрослый от имени куклы читает отрывок из произведения)
б) Беседа по произведению.
- Теперь я буду всегда умываться! Хочешь и тебя научу?
в) «Как мы это делаем?»
- Вставай вместе со мной (в круг)!
- Что сначала надо мыть?
- Чем моешь руки? Как моешь руки? (имитация мытья рук, показ картинки)
- А теперь вместе с Петей будем мыть ручки!
Мы намыливаем ручки, круговыми движениями потереть одну
ладошку о другую
Раз, два, три. Раз, два, три. два раза выполнить по 3 ритмичных
хлопка)
А над ручками, как тучки, «выбросить» руки вверх
Пузыри, пузыри. 4 ритмичных прыжка на обеих ногах,
держа руки на поясе
- Какие стали ручки? (чистые)
г) Пальчиковая гимнастика «Ладошки».
- Что это? (взрослый показывает ладошки)
- Теперь можно поиграть с ладошками.
- Где твои ладошки? Вот наши ладошки!
Ладошки вверх! Ладошки вниз!
А теперь их на бочок! И зажали в кулачок!
- Физминутка.
а)«Водичка, водичка …».
- Помыли ручки с мылом.
- Теперь будем умываться.
- Как ты моешь личико? Вот так:
Водичка, водичка, умой мое личико …
- Какое стало личико? (чистое)
- Надуй щечки, лопни! Погладь щечки!
- Закрой глазки, открой!
- Посмотри, какие мы чистые!
б) - Ай, лады, лады, лады – не боимся мы воды. Чисто умываемся, маме улыбаемся.
- Артикуляционная гимнастика (с показом картинок):
а) «Покажи горлышко» (широко открыть ротик ипроизнести звук А длительно);
б) «Домик» (открывать – закрывать ротик);
в) «Прятки»:
- Язычок пошел гулять, в домик спрятался опять;
г) «Покажи зубки» (улыбнуться и показать зубки):
- Улыбнулись губки, показались зубки.
- Физминутка «Части тела».
- Покажем Пете еще раз, как мы ухаживаем за собой, умываемся (взрослый называет части тела, ребенок имитирует мытье этих частей тела):
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это носик, это ротик.
Там спинка. Тут животик.
Это ручки. Хлоп – хлоп.
Это ножки. Топ – топ.
Ой, устали, вытрем лоб.
- «Украсим полотенце!»
- Чтобы Петя любил умываться, подарим ему полотенце.
- Но его нужно украсить.
- Украсим полотенце полосками и подарим Пете (ребенок рисует вертикальные полоски на заготовках – полотенцах).
- Спасибо! Какое у меня красивое полотенце (полотенца, если несколько)!
- «Играй, как я!» (на барабане).
- Я что - то принес («говорит» Петя).
- Это барабан (показывает картинку с изображением барабана и музыкальный инструмент - барабан).
- Послушай, как он стучит: та – та – та! (играет взрослый)
- Поиграем вместе так (ребенок имитирует игру на барабане, воспроизводя его звучание).
- Теперь он стучит вот так: бом – бом – бом!
- Сыграй и спой, как барабан!
- Еще он умеет стучать вот так: бам – бам – бам! (ребенок воспроизводит игру на барабане)
- Как стучал барабан? (ребенок повторяет 3 варианта игры барабана)
- «Повтори за мной!» (воспроизвести ритмический рисунок игрой на барабане (или хлопками в ладоши)):
Х – «раз»;
Х – Х – «раз – два»;
ХХ – Х – «раз – два» - «раз»;
Х – ХХ – «раз» - «раз – два».
III Итог занятия.
- Спасибо, Таня (имя ребенка)! Теперь я всегда буду чистым! (читает конец произведения «Надо, надо умываться …!»)
- До свидания!
Задание на дом.
Тема:«Части тела и лица. Предметы туалета».
- Артикуляционная гимнастика:
а) «Домик» (открывать – закрывать рот);
б) «Прятки»:
- Язычок пошел гулять, в домик спрятался опять(показать язычок, «спрятать» в ротик);
в) «Язычок отдыхает»:
- Язычок наш отдыхает и тихонько напевает: и- и – и;
г) «Покажи зубки».
- Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».
- Повторение потешек, стихов «Водичка, водичка …», «Мы намыливаем ручки», «Ладошки».
- Учить детей самостоятельно мыть ручки, умываться,чистить зубки, вытираться, причесываться, проговаривая, что делает.
Н.: Я мою ручки (личико). Я чищу зубки. И т. п.
- Воспроизведение ритмических рисунков:
Х – «раз»; Х – Х – «раз-два»; ХХ – Х – «раз-два», «раз»;
Х – ХХ - «раз», «раз-два».
Мультфильм "Мойдодыр" https://youtu.be/HQTdt7D5sDM