Поведение родителей с заикающимся ребенком
(консультация для родителей в условиях дистанционного обучения,
учитель-дефектолог А.Д.Черепанова)
Уважаемые родители!
В сложившейся неординарной ситуации следует продолжать ежедневно заниматься с ребенком над преодолением нарушений темпо-ритмической стороны речи. Говорить с ребенком как можно спокойнее, неторопливо, нараспев. Отношение к ребенку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребенка со стороны родителей и близких.
Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребенка. Сон должен продолжаться не менее 10—11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2—3 часа. Приучить ложиться ребенка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных взрослых передач, а детские сократить до минимума.
В семье не должно упоминаться слово «заикание», которое может непроизвольно травмировать психику ребенка. Он начинает реагировать на отношение родителей на свое состояние, начинает догадываться, о чем идет речь в его присутствии. Слово «заикание» лучше при общении родителей с посторонними заменить на «запинки».
Спокойно реагируйте на состояние ребенка: ни в коем случае не показывайте при ребенке своих отрицательных эмоций. Старайтесь не создавать напряженную обстановку в доме, сдерживайте свои эмоции. Ребенок чутко реагирует на ссоры, скандалы: он переживает семейный разлад, нервничает, находится постоянно в нервном напряжении, часто плачет. Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, т. е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать. Не скупиться на похвалу, в умеренных пределах, если ребенок точно и правильно выполняет задания с установочными требованиями.
Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ребенка и в формировании его характера. Детям свойственна подражательность поступкам взрослых. Необходимо личным примером приучать ребенка к правильному поведению и правильной речи. Родители должны проявить большой педагогический такт в правильном подходе к заикающемуся ребенку. Дети очень чувствительны к проявлению внимания и интереса к их жизни. Можно многого добиться, завоевав любовь и доверие своего ребенка.
Родители не должны требовать от ребенка правильной речи различными угрозами, упреками. Такие приемы только вредят. Нужно помнить, что желание хорошо говорить у детей огромно, и оно помогает родителям выработать у них внимание и усидчивость на речевых занятиях.
Работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребенка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности. Соблюдайте правила правильной речи.
Правила правильной речи
- Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном выдохе достаточной силы.
- Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно
замедлять свою речь. - Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, т. е.
голос должен звучать постоянно и непрерывно. - Голос во время речи не форсировать, т. е. не кричать.
- Следить, чтобы во время речи ребенок не был напряжен и не
пользовался сопутствующими движениями.