Консультация учителя-логопеда "Поведение родителей с заикающимся ребенком"

Поведение родителей с заикающимся ребенком

(консультация для родителей в условиях дистанционного обучения,

учитель-дефектолог А.Д.Черепанова)

 

Уважаемые родители!

В сложившейся неординарной ситуации следует продолжать  ежедневно заниматься с ребенком над преодолением нарушений темпо-ритмической стороны речи.  Говорить с ребенком как можно спокойнее, неторопливо, нараспев. Отношение к ребенку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребенка со стороны родителей и близких.

Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребенка. Сон должен продолжаться не менее 10—11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2—3 часа. При­учить ложиться ребенка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных взрослых передач, а детские сократить до минимума.

В семье не должно упоминаться слово «заикание», которое может непроизвольно травмировать психику ребенка. Он начинает реагировать на отношение родителей на свое состояние, начинает догадываться, о чем идет речь в его присутствии. Слово «заикание» лучше при общении родителей с посторонними заменить на «запинки».

Спокойно реагируйте на состояние ребенка: ни в коем случае не показывайте при ребенке своих отрицательных эмоций. Старайтесь не создавать напряженную обстановку в доме, сдерживайте свои эмоции. Ребенок чутко реагирует на ссоры, скандалы: он переживает семейный разлад, нервничает, находится по­стоянно в нервном напряжении, часто плачет. Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, т. е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать. Не скупиться на похвалу, в умеренных пределах, если ребенок точно и правильно выполняет задания с установоч­ными требованиями.

Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ре­бенка и в формировании его характера. Детям свойственна подража­тельность поступкам взрослых. Необходимо личным примером приучать ребенка к правильному поведению и правильной речи. Родители должны проявить большой педагогиче­ский такт в правильном подходе к заикающемуся ребенку. Дети очень чувствительны к проявлению внимания и интереса к их жизни. Мож­но многого добиться, завоевав любовь и доверие своего ребенка.

Родители не должны требовать от ре­бенка правильной речи различными угрозами, упреками. Такие приемы только вредят. Нужно помнить, что желание хорошо говорить у детей огромно, и оно помогает родителям выработать у них внимание и усидчивость на речевых занятиях.

Работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти не­удачи, как правило, временные, и поэтому ребенка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности. Соблюдайте правила правильной речи.

Правила правильной речи

  1. Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном вы­дохе достаточной силы.
  2. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно
    замедлять свою речь.
  3. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, т. е.
    голос должен звучать постоянно и непрерывно.
  4. Голос во время речи не форсировать, т. е. не кричать.
  5. Следить, чтобы во время речи ребенок не был напряжен и не
    пользовался сопутствующими движениями.