Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»

Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»


Подготовила педагог-психолог Радионова Марина Александровна

    

     В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми  с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса фантазии и одновременно с этим происходит процесс развития самосознания. Казалось бы все просто, но именно это просто хранит уникальную «Тайну бытия». Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает равновесия во внутреннем пространстве, уменьшается доля тревоги и страха.

                                                                                                                                                      
     В песочных картинах есть важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к игре с песком. Однако уделяя внимание песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Именно песок создает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
    Как  должен вести себя  взрослый во время совместных игр с песком?                                                             
1. Присоединение к ребенку:
     Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины, ощутив  неповторимый образный строй картины -  все это входит в понятие присоединения.
2. Искренняя заинтересованность:
     Рассматривая картину ребенка, взрослый проявляет любопытство путешественника, которому интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок.
3. Строгое следование общечеловеческой этике:

     Взрослый не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка  от психических травм.                                                                                                                                            

Общие условия организации песочной терапии:

Для организации песочной терапии потребуется: песочница, песок, вода, набор миниатюрных фигурок. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубое дно. Таким образом, дно  символизирует воду. Голубой цвет оказывает на ребенка умиротворяющее воздействие, кроме того «голубая песочница» являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Пять шагов организации игрового процесса  

1 Демонстрация песочницы.  

             Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.

2 Демонстрация фигурок. 

             Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках.

3 Правила игры на песке: 

           Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.

Пример:                                                                                                                                                               
Вредных нет детей в стране                                                                                                                                                 
Ведь не место им в песке!                                                                                                                                            
Здесь нельзя кусаться, драться                                                                                                                                                      
И в глаза песком кидаться!                                                                                                                                         
Стран чужих не разорять!                                                                                                                                                                                       
Можно строить и чудить,                                                                                                                                                   
Можно много сотворить:                                                                                                                                                
Горы, реки и моря,                                                                                                                                                              
Чтобы жизнь вокруг была.  
                                                                                                                                                                                                                                В Дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий.

4 Формулировка темы:

             Это шаг осуществляет  сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.

5 Завершение занятия. Ритуал выхода.

            Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:

В ладошки наши посмотри-                                                                                                                                    
Мудрее стали ведь они!                                                                                                                                                  
Спасибо милый наш песок,                                                                                                                                       
Ты всем нам подрасти помог!    

                                                                                                                                                                        
Как вы понимаете, мы прошли лишь Первые шаги по дороге песочных игр. Подробнее вы можете ознакомиться с этим методом в книгах:   

1.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ; Грабенко Т.М «Практикум по песочной терапии», «Тренинг сказкотерапии»,                                                                                                                                                 
2. М.Монтессори  «Мир ребенка»                                                                                                       
3.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»

4. https://yandex.ru/video/search?text=видео%20игры%20с%20песком%20для%
20детей&path=wizard&parent-reqid=1586650247728358-1753300665863996493800328
-production-app-host-vla-web-yp-276&filmId=9481224825833305290

https://yandex.ru/video/search?text=консультация%20для%20родителей%20по%20песочной
%20терапии&path=wizard&parent-reqid=1586649289752600-8126160463619004000280-
production-app-host-vla-web-yp-263&filmId=1821987655513653955

 6. http://900igr.net/prezentacija/izo/risovanie-peskom-216967/vozniknovenie-iskusstva-risovanija-peskom-2.html