На базе МБОУ "Гимназия № 1" для заместителей руководителей, педагогов-психологов ДОУ и СОШ состоялся семинар-практикум по теме: "Организация деятельности Службы примирения. Технологии восстановительного подхода (сетевые встречи, круг сообщества, семейные конференции). Присутствовало - 64 человека.
- По первому вопросу «Организация деятельности Службы примирения» выступила координатор школьной службы примирения (далее - ШСП) МБОУ СОШ №5 им. Безноскова И.З.– педагог-психолог Кононенко А.С.
Антонина Сергеевна Кононенко раскрыла правовую основу деятельности школьных служб примирения в образовательной сфере:
- Указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», который на сегодняшний день является основополагающим документом в развитии восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних, ядром которого является медиация правонарушителя и жертвы, и школьных служб примирения (раздел VI). В связи с этим в качестве ожидаемых результатов реализации Национальной стратегии указывается на «расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка».
В соответствии с Указом Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», а также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012г., «в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы примирения», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Также правовой основой создания и деятельности служб примирения является:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности;
- Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы в школьных службах примирения в рамках восстановительного подхода;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): …как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов»;
- Статья №76 УК РФ указывает, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред», следовательно, примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение суда).
Далее отметила, что служба примирения должна:
- определить цель и задачи на определенный период (обычно учебный год);
- определить типы ситуаций, с которыми служба будет работать;
- провести не менее 4 медиаций (или других восстановительных программ) в год;
- описать проведенные программы по форме отчета-самоанализа;
- подготовить данные для мониторинга (см. ниже);
- провести не менее двух информационных мероприятий в год для учащихся и родителей;
- ознакомить педагогический коллектив и администрацию учреждения с деятельностью службы и принципами урегулирования конфликта и реагирования на правонарушения в восстановительном подходе.
В ходе презентации опыта работы были рассмотрены 3 основных документа, регламентирующих деятельность службы примирения в школе:
- Приказ учреждения «Об организации работы школьной службы примирения»;
- Положение о школьной службе примирения;
- План работы на текущий учебный год.
Антонина Сергеевна отметила, что приказ учреждения о работе ШСП должен отражать следующие пункты: состав службы (координатор, взрослые и юные медиаторы); утверждение плана работы ШСП на учебный год; пакет документов ШСП.
Кононенко А.С. рассказала о Положении регламентирующем порядок и деятельность ШСП. В ходе обсуждения рассмотрены формы документации деятельности службы примирения. Педагог-психолог отметила, что с примерным содержанием положения можно ознакомиться в методических материалах «Основы медиативно - восстановительных технологий для участников образовательных отношений» г. Москва, 2019г.
Специалист обратила внимание, что план работы на учебный год содержит информацию отражающую: цель, задачи, основные направления деятельности ШСП (нормативно-правовое обеспечение, организационно-методическая деятельность, просветительская деятельность, реализация восстановительных программ, мониторинг реализации восстановительных программ, межведомственное взаимодействие).
В дополнение к основным документам были рассмотрены протоколы заседаний ШСП и анализ деятельности ШСП за учебный год.
В продолжении, по первому вопросу выступила Кустова М.А. специалист Гимназии №1 с презентацией положительного опыта в направлении работы ШСП.
Мария Александровна отметила, что нормативные акты соответствуют требованиям, Положение о ШСП разработано в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обратила внимание слушателей что, в Гимназии №1 введена форма согласий на примирительную сессию от родителей, если дети не достигли возраста 14 лет. И, непосредственно, от обучающихся, если возраст старше 14 лет.
Мария Александровна отметила, что в протокол медиативной сессии включен пункт, в котором конфликтующие стороны выражают свое согласие/несогласие с условиями разрешения конфликтной ситуации и ставят свою подпись в графе «Конфликт исчерпан. Претензий не имею»
В протоколе заседания ШСП отражаются сроки и формы контроля за исполнением Примирительного договора, с целью недопущения/пресечения рецидивов. Также отражаются рекомендации для участников конфликта.
Решили:
- Принять к сведению опыт работы по вопросу «Организация деятельности Службы примирения» МБОУ СОШ №5 им. Безноскова И.З., МБОУ «Гимназия №1».
- Провести внутреннюю оценку документов ШСП.
- Применять в работе перечень унифицированных документов (приложение 1-5).
Срок: до 31.05.2023 года
- В практической части мероприятия по вопросу «Технологии восстановительного подхода (сетевые встречи, круг сообществ, семейные конференции)» выступила педагог-психолог МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Шулятьева С.Б. Специалист раскрыла модель школьных служб примирения в России, которая опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов в сообществе.
Светлана Борисовна отметила, что практика школьных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.
Специалист рассказала, что для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода. Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта\правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний, прекратили вражду и обрели ресурсы для совместного поиска выхода из ситуации.
Далее Светлана Борисовна познакомила с восстановительными программами, отметив следующее:
Восстановительные программы – формы организации восстановительного процесса, такие как: восстановительная медиация, программа по заглаживанию вреда, круг сообщества, школьная восстановительная конференция, семейный совет (семейная конференция) и другие. Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») – программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда). Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для поддержки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что 6 обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.
Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) - программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.
Профилактические восстановительные программы – программы по ситуациям, имеющим риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения, в рамках которой участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений. В ходе программы реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации – в соответствии со стандартами восстановительной медиации).
«Круг сообществ». Поскольку в ходе разговора по преодолению конфликта или сложной ситуации члены сообщества сидят в круге, данная восстановительная программа называется «Кругом сообщества». Следует учитывать, что не любой разговор в круге можно назвать Кругом сообщества. Важным отличием данной восстановительной программы является её технологичность (наличие определенных принципов, этапов с заданной целью и правилами), а также добровольное принятие на себя ответственности каждым членом Круга за выдвинутое им самим предложение по улучшению ситуации. Важнейшей особенностью Кругов сообщества является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделение ответственности за его выполнение Круг – не новая форма решения проблем и выхода из конфликтов.
Исторически эта форма существовала и существует у всех народов (совет старейшин на поляне перед языческими идолами на Руси, совет старейшин у индейских племен и т.п.). Можно вспомнить семейные советы, когда все члены семьи усаживаются вокруг стола и в ходе совместного обсуждения пытаются решить сложившуюся в семье сложную ситуацию. Можно вспомнить Круги, которые проводились в колониях А.С. Макаренко. Никто из провинившихся воспитанников не хотел идти на Круг, страшась выслушать мнение о себе и своем проступке от своих товарищей, но всегда шел на него, так как дорожил их мнением и уважением. Круги Макаренко помогали воспитанникам стать лучше, стать настоящими людьми и ответственными гражданами. Технология проведения
Круг сообщества – это арена для разговора, форма сплочения, возможность высказаться, услышать ровесников и быть услышанным ими. Подобный потенциал Круги сообщества представляют и для взрослых – педагогов, родителей.
Основной принцип Круга – опора на ценности. Опыт проведения Кругов в разных странах и в разных ситуациях показывает, что в независимости от времени, эпохи, ситуации участники Кругов называют сходные ценности: любовь, уважение, доверие, ответственность и пр. Это универсальные ценности, ценности морали и этики, не меняющиеся веками. Круг сообщества дает возможность подросткам услышать, что в век прагматизма эти ценности живы, они заявляются вслух, им следуют, и именно они определяют нормы взаимоотношений между людьми и гарантируют решение конфликтов. Подростки не привыкли озвучивать эти ценности, но, когда, сидя в Круге, они слышат их от других, они начинают задумываться, называть свои ценности, переоценивать некоторые свои прежние ценности. Одним из условий успешности Круга является личность ведущего. От того, какой тон задаст ведущий, какие слова он подберет, зависит успех Круга. Если ведущий искренне называют первым универсальную человеческую ценность, значимую для него, и объясняет, почему он её выбрал для себя, можно быть уверенным, что и подростки раскроют свою душу сверстникам и будут искренни. Опыт проведения Кругов в школе показал, что для разных Кругов, в зависимости от темы, ценности могут быть разными. Если же Круги проводятся регулярно в одном сообществе, раунд ценностей можно пропустить, потому что участники Круга уже договорились и имеют свод ценностей данного сообщества.
Круг сообщества, как восстановительная программа, имеет свои правила:
- уважать символ слова;
- говорить от всего сердца;
- говорить с уважением;
- слушать с уважением;
- оставаться в Круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность;
- ход можно пропустить, но лучше высказаться.
Обязанности ведущего Круга:
- готовить Круг;
- следить за соблюдением правил Круга;
- обеспечивать безопасное пространство для диалога;
- следить за регламентом;
- обеспечивать диалог в Круге;
В условиях школы ведущим часто бывает учитель или заместитель директора по воспитательной работе, назначенный координатором Службы школьной медиации. Все начинающие медиаторы и ведущие опасаются смешения своих ролевых позиций. Между тем, и школьники в ходе программы перестают быть только учениками. Круг дает возможность каждому увидеть другого с другой стороны.
Сетевой метод – это метод работы с семьями и детьми, имеющими различные социальные проблемы. Он позволяет сделать ребенка активным участником процесса принятия решений, касающихся будущих позитивных изменений в социальном функционировании его самого и членов его семьи. Особенность данного метода состоит в минимальности вмешательства специалистов в принятие и выполнение решений по выходу семьи из ситуации неблагополучия. Семья и ее ближайшее социальное окружение вправе самостоятельно выбрать наиболее приемлемые пути позитивного решения проблемы и выполнить необходимые действия по ее преодолению. Специалисты являются направляющим и контролирующим органом, а также содействуют в решении некоторых наиболее сложных вопросов.
Далее Светлана Борисовна предложила участникам разделиться на группы, распределить роли и проиграть восстановительную технологию.
Решили:
- Образовательным организациям:
1.1. Провести внутреннюю оценку эффективности деятельности ШСП.
1.2.Применять в работе технологии восстановительного подхода (сетевые встречи, круг сообществ, семейные конференции)
Срок: до 31.05.2023 года