Тема: Звуки П-Пь, буква П. Домашние и дикие животные. Притяжательные прилагательные.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- активизация и актуализация словаря по теме занятия;
-закрепление правильного произнесения звуков [п-пь];
-знакомство с буквой П;
-закрепление умения различать звук и букву;
-закрепление употребления притяжательных прилагательных в самостоятельной речи ребенка. Развитие навыка словообразования.
- Коррекционно-развивающие
- развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса, внимания;
- научение чтению слогов с буквой П;
- развитие мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;
- Коррекционно-воспитательные
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия;
- воспитание доброжелательности, самостоятельности, любознательности, инициативнос
ти, эмоциональности.
Ход занятия:
- Артикуляционная гимнастика для губ, щёк:
упражнение «улыбка-трубочка
упражнение «надувание щечек поочередно
упражнение «толстушка-худышка
упражнение «погоняли конфетку за щекой» (язычком погладить щеку изнутри)
Повторить пальчиковую гимнастику:
(пальчики сжаты в кулачок, разжимаем, начиная с большого пальчика. Разжимать пальчики на одной руке помогают пальчики на другой руке)
Этот пальчик – большой.
Он очень толстый и смешной.
Этот пальчик – указательный.
Он интеллигентный и внимательный.
Этот пальчик – средний.
Он не первый и не последний.
Этот пальчик – безымянный.
Он не любит каши манной.
Этот пальчик – мизинчик.
Он любит бегать в магазинчик.
Проговаривание скороговорки: От топота копыт пыль по полю летит.
Играем в игру «Доскажи словечко»:
- Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней… (помидора)
- Я – хозяйка разных снов про дельфинов, про слонов. Про дворцы хрустальные и про звезды дальние. Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны… (подушка)
- Твои помощники – взгляни – десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они работы не боятся. И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик)
- На цветы она садится, не устав с утра трудиться. Людям воск и мед дала беспокойная… (пчела).
- Характеристика звуков П-Пь.
Взрослый: Вспомни отгадки. Какой первый звук в словах помидор, подушка, пальчик, пчела? Можно звук П пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?
Ребенок: губы.
Взрослый: Звук П – гласный или согласный?
Ребенок: Согласный.
Взрослый: В словах помидор, подушка, пальчик, пчела как мы произносим звук П твердо или мягко?
Ребенок: твердо
Взрослый: Положи руку на горлышко либо закрой уши ладошками. Определи, звук П – звонкий или глухой.
Ребенок: Горлышко молчит. Значит, звук П – глухой.
Взрослый: У звука П есть «братец» мягкий звук Пь. Услышь его в словах пират, пирамида.
Взрослый: Вот так выглядит буква П. И в этой букве живёт два звука: П, Пь. Значит букву П мы закрашиваем синим и зеленым цветами.
Найди на картинке 10 спрятанных букв П
Теперь давай вспомним домашних и диких животных
Покажите ребенку видео: https://ok.ru/video/206890075529
Играем в игру «Чей хвост?»
Покажите ребенку видео: https://www.youtube.com/watch?v=jcN0J-N70Ro
Итоги занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?
- Вспомни или придумай по 5 слов со звуками П-Пь.
- Каких домашних, диких животных ты запомнил?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Тема: Звуки П-Пь, буква П. Домашние и дикие животные. Притяжательные прилагательные.
- Вспомните, что в букве П живут два звука: твердый П, мягкий Пь. Они согласные, глухие.
- Совместно с ребенком ищите окружающие предметы со звуками П, Пь. Просите ребенка определить, где в слове слышим звуки П, Пь: в начале, в середине либо в конце слова.
- Попросите ребенка, вырезать букву П, наклеить в тетради, закрасить половину буквы синим карандашом, половину зеленым карандашом. Ребенок должен объяснить почему именно такими цветами надо закрасить букву.
- Выучите стих:Влез на букву озорник. Он решил, что П (называем твердый звук) турник.
- Игра «Живые буквы» Выкладываем буквы и читаем слоги, слова УП АП ИП ПУ ПА ПИ ПИК КИТ КАП !!! Не забывайте, что ребенок смотрит на букву, а читает звук.
- Повторите пальчиковую гимнастику:
Этот пальчик – большой.
Он очень толстый и смешной.
Этот пальчик – указательный.
Он интеллигентный и внимательный.
Этот пальчик – средний.
Он не первый и не последний.
Этот пальчик – безымянный.
Он не любит каши манной.
Этот пальчик – мизинчик.
Он любит бегать в магазинчик.
Пальчики сжаты в кулачок, разжимаем, начиная с большого пальчика. Разжимать пальчики на одной руке помогают пальчики на другой руке.
- Игра с мячом. Взрослый называет, например, корова. Ребенок должен сказать, это дикое или домашнее животное. При правильном ответе ребенок получает одно очко.
- Игра «Назови части тела животного». На вопрос: Чья голова? Чей хвост? Чьи глаза? Ребенок должен отвечать, например, лошадиная голова, лошадиный хвост, лошадиные глаза.