Тема: «Обувь».
Цель: Познакомить детей с названиями обуви, сказкой «Про тапки с помпонами».
Задачи:
- Расширение, активизация словарного запаса по теме.
- Знакомство с обобщающим понятием «Обувь».
- Закрепить названия времен года.
- Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, чувства ритма.
- Развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви (или: обувь, имеющаяся дома); сюжетные картинки по теме; с изображением выполнения артикуляционной гимнастики; куклы (2: девочка и мальчик); нераскрашенные картинки с изображением тапочка, ботинка, цветные карандаши; коробки с песком (или манкой) (по количеству детей).
Ход занятия.
I Организационный момент.
- Здравствуйте, Вова! (имя ребенка) («говорят» куклы)
- Я – Таня. Это мой брат – Антошка.
II Основная часть.
- Введение в тему.
- Нам родители купили обувь, но мы не знаем, когда ее обувать (показывают картинки с изображением обуви).
- Помогите!
- Работа по теме.
Кукла (взрослый от имени куклы говорит) показывает предметные картинки обуви.
а) Тапки:
- Что это? («спрашивает» Таня)
- Это тапки. Тапки обуваем дома. Тапки новые, красивые.
- Антошка, надень тапки!
Физминутка «Тапки» (около стульчиков):
Это тапки для Антошки, по 2 раза ритмично топнуть каждой ногой
Чтобы в них не мерзли ножки, 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
Топ – топ, топотушки. по 2 раза ритмично топнуть каждой ногой
Что за тапки? Как игрушки! сначала левую ногу поставить на носок,
потом – на пятку, потом повторить те же
движения правой.
б) Туфли:
– Что это?
- Это туфли. Туфли мы обуваем, когда на улице тепло. Туфли красивые, красные.
- Туфли новые для Тани, их еще не обували.
в) Ботинки:
– Что это?
- Это ботинки. Антошка будет обувать ботинки зимой, весной, когда на улице холодно. Какие ботинки?
г) Физминутка «Ботинки»:
Вот ботинки для Антошки. по 2 раза ритмично топнуть каждой
ногой
Не ботинки, а картинки. 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
Чтобы в них гулять ходить, пойти по кругу друг за другом
Бегать, прыгать и шагать. побежать, сделать 2 прыжка, топнуть
каждой ногой
- «Что спрятала?»
Взрослый выставляет в ряд 3 пары обуви: тапки, туфли, ботинки, называет их. Затем просит назвать ребенка.
- Закрой глазки, а я что – то спрячу.
- Что я спрятала?
Так несколько раз.
- «Что появилось?»
На столе картинки 3 пар обуви (тапки, туфли, ботинки). Взрослый добавляет 1 картинку с изображением сапог.
а) - Что появилось? Сапоги.
- Таня будет обувать их зимой, весной и осенью.
- Вот сапожки для Танюшки, можно в них кататься с горки.
б) – Это босоножки. Их обуваем летом, когда на улице тепло:
- Для Танюшки – босоножки, чтобы бегать по дорожке.
- Когда, что обуваем (см. картинки ниже).
- Покажи, что наденет (обует) Таня зимой? Летом?
- Что наденет (обует) Антошка дома? Зимой?
- Артикуляционная гимнастика.
- Пора потрудиться язычкам: сделать зарядку.
а) «Улыбка»:
- Вот как нравится зверюшкам, тянем губки прямо к ушкам, а потом их отпускаем и на место возвращаем;
б) «Качели»:
- На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз;
в) «Часики»:
- Влево – вправо, влево – вправо мой язычок скользит! Словно маятник часов покачаться он готов!
- Физминутка «Топ – топ – топ».
- Устали наши ножки сидеть, хотят походить:
Зашагали ножки: топ – топ – топ.
Прямо по дорожке: топ – топ – топ.
Ну – ка, веселее: топ – топ – топ.
Вот как мы умеем: топ – топ – топ.
Топают сапожки: топ – топ – топ.
Это наши ножки: топ – топ – топ.
- «Пошагай (побегай) пальчиками по песку!»
- Наступило лето (взрослый предлагает контейнер с песком (или манкой)).
- Ярко светит солнышко, пойдемте гулять по песку.
- Ой, горячий песок (указательным и средним пальцами одной руки (затем другой) шагают по песку).
- «Прошагай слова!»
- Наши ножки могут не только топать, но и шагать, вот так.
- Будем шагать и называть обувь (по слогам): тап-ки, туф-ли, бо-тин-ки, са-по-ги, бо-со-нож-ки.
- «Раскрась обувь (тапочки, ботинки)!»
- Танюшка и Антошка, украсьте (раскрасьте) свою обувь! Ребята вам помогут.
- Чтение, обыгрывание сказки «Про тапки с помпонами».
- Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла с моим братом – Антошкой.
На день рождения Антошке подарили желтые тапки с белыми помпонами. Тапки были мягкими и пушистыми. Они очень понравились мальчику. Папа сказал:
- Надевай тапки правильно, не мни задники, не то они убегут от тебя.
Но у Антошки было так много дел, что он быстро забыл папино предупреждение, спешил, надевал тапки неправильно и мял задники. И однажды, когда Антошка ушел в детский сад, произошло вот что.
- Посмотри, на кого мы стали похожи, - сказала левая тапка.
- Да, а какими были нарядными, - вздохнула правая тапка.
- А давай убежим от Антоши к другому мальчику, который будет носить нас правильно.
И тапки дружно затопали к двери:
- Топ – топ – топ!
Потом вышли на лестницу и застучали по ступенькам:
- Тук – тук – тук!
Когда Антоша вернулся из детского сада, тапок не было ни в коридоре, ни под кроватью, ни под стулом. Антошка подбежал к окну. На снегу были видны следы. Грустный Антошка пошел в другую комнату. В комнате за столом сидел папа, а переел ним стояли желтые тапки с помпонами.
- Я поймал твои тапки на улице и починил их. Теперь ты будешь надевать их правильно?
- Буду! Спасибо! – сказал Антоша, правильно надел тапки и побежал в свою комнату.
- А вы аккуратно обращаетесь со своей обувью?
- Прощание с куклами.
- Спасибо, Вова (имя ребенка), за помощь! Пора нам возвращаться домой.
III Итог занятия.
- Сегодня Таня показала и рассказала, какая у нее есть обувь.
- Какая обувь есть у тебя?
- Что ты сегодня надел (а) на ножки (обули), когда собирался (собиралась) на улицу?
- Что сейчас надел(а) на ножки?
Раскрась ботинки
- Подошву – черным (или коричневым карандашом);
- Носок и шнурки – красным; колечки для шнурков – желтым;
3.Ботинок – синим.
- Провести карандашом линии от обуви к соответствующему времени года
Пальчиковая гимнастика
(на слова «Раз, …пять» -ребенок поочередно загибает
пальчики, при назывании взрослым обуви ребенок показывает названную обувь)
Задание на дом
Тема: «Обувь».
- Рассмотреть обувь, которая есть у ребенка, мамы, папы. Назвать её (показать) https://youtu.be/rcPRDr0X6rI
- Назвать (показать) обувь, которую обувают:
- дома;
- летом (осенью, зимой, весной).
- Игра «Тапки»:
Это тапки для Антошки (имя ребенка),
Чтобы в них не мерзли ножки.
Топ – топ, топотушки. Что за тапки? Как игрушки!
- Игра «Ботинки»:
Вот ботинки для Антошки. Не ботинки, а картинки.
Чтобы в них гулять ходить, бегать, прыгать и шалить.
- «Прошагай слова!» (названия обуви)
- Артикуляционная гимнастика:
а) «Улыбка»:
- Вот как нравится лягушкам, тянем губки прямо к ушкам, а потом их отпускаем и на место возвращаем;
б) «Качели»:
- На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз;
в) «Часики»:
- Влево – вправо, влево – вправо мой язык скользит лукаво! Словно маятник часов покачаться он готов!